понедельник, 16 июня 2008 г.

Но мономолекулярная пленка в условиях открытого океана не может удержаться на морской поверхности у

Но мономолекулярная пленка в условиях открытого океана не может удержаться на морской поверхности устойчиво и без разрывов, сплошным и прочным покровом. Опа легко рвется и за относительно короткое время полностью сдувается ветрами. Это хорошо доказано и в опытных бассейнах и в природных условиях. Напомним об одном печальном событии, подтвердившем это на практике. 18 марта 1967 г. близ полуострова Корнуэлл (Великобритания) танкер Торри Каньен со 100 ООО т нефти раскололся на две части и затонул. Поверхность моря покрылась нефтью, которая и создала пленку, аналогичную проектируемой. Но пленку эту довольно быстро разнесло ветром, разорвало волнами. Часть нефти отнесло на юго-запад в открытый океан, часть к побережью Франции. Через две недели на полуострове Бретань начали гибнуть морская птица, рыба, устрицы. Хозяйству местного населения был нанесен большой ущерб. Аналогичный случай произошел в 1957 г., когда танкер Тампико потерпел аварию и 10 ООО т дизельного топлива были разлиты по поверхности океана. Словом, поддержание пленки на больших акваториях хотя теоретически возможно, но практически представляет непреодолимые технические трудности. Более того, предлагая конструктивное решение, надо думать о том, готовы ли мы технически его осуществить, по силам ли это современной строительной индустрии, достаточно ли мощна для этого современная энерговооруженность. Чтобы углубить порог Томсона в наиболее выгодном для этого месте между Фарерскими и Шетландскими островами, как предлагает один из проектов, необходимо переместить минимум 30005000 км3 плотного грунта на расстояние не меньше 2530 км. В условиях полукилометровой глубины это сейчас не под силу, даже применив атомную взрывную технику. Кроме того, здесь есть еще один крупный конструктивный дефект мы полностью будем лишены возможности регулировать процесс поступления теплых вод. Если зональная составляющая общей циркуляции атмосферы возрастет, то Полярный бассейн будет охлаждаться почти с прежней мерой. Следует учитывать и экономические вопросы, хотя на фоне всех остальных они более просты, поскольку улучшение климата даст огромные выгоды. Тем не менее приходится думать об объеме единовременных капиталовложений и последующих эксплуатационных расходах, о том, насколько быстро будет реализован проект и как скоро будет достигнут эффект. Проект Ливингстона Ройкера, например, не выдерживает критики с этих точек зрения. Но все эти соображения, как бы серьезны они ни были, являются предварительными. Основной же вопрос насколько последующие климатические изменения будут соответствовать задуманному плану, насколько надежным и в разумных пределах будет потепление. То есть главное прогноз будущего климата. Из всех современ-. ных методов прогноза наиболее надежен тот, который строится на палеогеографических данных, т. е. опирается на многомиллионнолетний опыт климатических изменений прошлого на нашей планете. Как мы видели в'предыдущих главах, палеогеографические и геологические исследования свидетельствуют о том, что в четвертичный период климатические и экологические изменения происходили с достаточной частотой и с четкой обратимостью. Овощи Оптом

Комментариев нет: