вторник, 24 июня 2008 г.

565 Таким образом, небытие получило реальное значение, сделалось бытием

565 Таким образом, небытие получило реальное значение, сделалось бытием. Мы уже не раз отмечали, что индийские реалисты отличались от своих европейских собратьев неумолимой последовательностью, они не останавливались перед явным абсурдом, раз он необходимо вытекал из принятых оснований. Под влиянием буддийской критики брахманисты, защищая свою точку зрения, не боялись делать из нее самые крайние выводы. Слова Ватсьяяны об отрицании не заключают в себе резкой постановки вопроса: то, что воспринимается, то существует, что не воспринимается, не существует. Когда же буддисты доказали, что то, что не существует, не может восприниматься чувствами, т. е. что чувства не могут давать отрицательного познания, то найяики отвечали: нет! могут. Существует особый вид взаимодействия между ингерирующим в объекту небытием других объектов и нашими чувствами. Мимансаки, которые так же придерживались грубо-материалистической теории восприятия, несколько отличались от найяиков в вопросе о восприятии небытия или отрицательных суждениях. Они признавали (CV. Abhava 17), что как чувственное восприятие, так и другие источники знания действительны только в отношении бытия, имеющего положительный вид; что же касается отрицаемого бытия, то это источники не могут его познать. Мысль, что 'этого нет', никогда не создается чувствами, говорит Кумарила (ibid, 18), так как органы чувств могут соприкасаться только с положительной формой бытия. Но из того, что обыкновенные источники или способны познания недостаточны для познания Этот вид ингеренции получил особое название 'соотношение между определяемым и определителем', vic,esainavic,esyabhava См. о нем- Athaly-е, 228-230. небытия, следует, по мнению мимансаков, лишь то, что для его познания нужно допустить существование особого специального источника знания (ibid, 12). Так как в этой школе вообще принимается за правило, что источник познания есть источник познания бытия, то допустив, что существует особый источник, познания для объектов отсутствующих, Кумарила все-таки доказывает, что это отсутствие есть нечто реальное (vastuta, ibid. скачать quake

Комментариев нет: